Демократия в дословном переводе означает “власть народа”. Необходимо задуматься над вопросом: “Хорошо ли, когда все управляют? Если в машине каждый будет пытаться выполнить роль шофера, это может привести к катастрофе?”
Учащиеся 10-11 классов активно дискутируя, высказали свое отношение к тем или иным взглядам, обсудили отдельные вопросы (которые представляются наиболее спорными и интересными), провели работу с документами, поразмышляли об общем в понимании демократии в разные эпохи и выделили главные различия.
Перед группами учащихся ставилась проблема: группа попадает на необитаемый остров, где начинает налаживать свою жизнь, и задумывается над вопросами: “Что приготовить на обед, если одни хотят рыбу, другие дичь, а третьи овощи? (Все вместе приготовить невозможно по нескольким причинам: готовят обед не все, а лишь несколько человек, потому что другие занимаются различными делами – от поисков пищи для ужина до строительства жилищ; требуется рационально использовать продукты, которых не так много и т.п.) Как распределить обязанности по хозяйственной деятельности внутри группы?
В результате обсуждения ребята пришли к выводу, о необходимости общего обсуждения вопросов и голосования по ним. Такой вид демократии называется прямой демократией.
Однако ситуация меняется. На остров приехали еще 400 человек. Можно ли теперь перед каждым обедом, ужином, завтраком и по каждому возникающему спорному вопросу собирать всех вместе, отвлекать от дел, чтобы на общем собрании голосовать за то или иное решение? Встает вопрос о создании выборного органа, который решал бы повседневные дела, то есть о представительной демократии.
Учащиеся находят отрицательные и положительные стороны как у прямой демократии, так и у представительной.
В ходе игры учащиеся познакомились с историей возникновения и развития демократии, обсудить различные взгляды на демократию и высказали собственное мнение по поводу различных теорий демократии; приобрели опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов. |