Формирование основ толерантной культуры – одна из важных и актуальных проблем современности, как в образовании, так и в обществе в целом.
Затрагивая систему школьного воспитания, необходимо отметить, что формирование толерантной культуры школьников является многоаспектной проблемой, один из аспектов которой - становление, развитие и формирование межличностных отношений школьников, их взаимоотношений и общения.
«Толерантность» - это слово вобрало в себя несколько понятий: отношения к себе, к людям, к миру, общение с людьми… И все это сопряжено с добротой, любовью и терпением.
Целями классных часов являлось:
- Познакомить учащихся с основными принципами Декларации прав толерантности
- Обратить внимание учащихся на важность соблюдения принципов в повседневной жизни и их влияние на самочувствие, и социальное благополучие
- Погрузить детей на определённый период времени в атмосферу уникальных межличностных отношений, обладающих развивающим и психотерапевтическим коррекционным эффектом;
- Способствовать раскрытию личностного творческого потенциала и креативных способностей у всех учащихся.
- Способствовать формированию позитивной Я-концепции участников, а также показать наиболее эффективные способы группового взаимодействия, способствовать сплочению малых коллективов (классов) и всего коллектива школы в целом.
Согласно графику запланированных мероприятий, во всех классах школы - с 1 по 11 - прошли классные часы на данную тему.
Классные руководители1-4 классов провели занятия в виде бесед и викторин с учащимися. Учащиеся познакомились с лексическим значением слов, «простить», «прощение». Говорили о том, что у каждого человека свой характер, свои интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимотерпимости и дружелюбия, деликатности. Поговорили о том, как важно уметь прощать, быть терпимым к недостаткам товарищей, радоваться успехам других людей и о том, к чему приводит неумение прощать.
В 5-8 классах обучающиеся познакомились с незнакомыми понятиями, узнали, что такое «толерантная» и «интолерантная» личность, а также смогли проиграть стратегии поведения обеих личностей на собственном примере, определили восемь принципов как устранить конфликты на основе системы ценностей. Ребята приняли договор «О принципах толерантности друг к другу».
Мероприятия, которые прошли в этих классах, способствовали развитию навыков групповой работы, умению вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Обучающиеся показали высокий уровень творческой активности, продемонстрировали способности к познанию себя и других людей.
Также были подготовлены материалы о культуре разных народов России.
В 9-11 классах учащиеся обсуждали проблемные вопросы. Для принятия решения по обсуждаемым проблемам по желанию обучающиеся объединялись в группы. Материалом для дискуссии послужили известная притча «Ладная семья», рассказ «Перед вами две дороги, выбирайте», стихотворение «Сказочка о счастье». Результатом работы в группах стали выводы обучающихся о толерантной и интолерантной личности, о том, каким они видят толерантный и интолерантный путь развития человека. Также были составлены правила толерантного общения. |