Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль школы, учителя в организации этой работы. Очень важно, чтобы за время обучения и воспитания детей в школе родители были соучастниками педагогического процесса.
14 марта 2018 года в школе проведено общешкольное родительское собрание. На повестке дня были следующие вопросы:
1. «Профессии, которые выбирают наши дети».
2. «Ответственность перед законом» (Предупреждение правонарушений. Ответственность взрослых за вовлечение подростков в антиобщественную деятельность: курение, пьянство, употребление психотропных веществ и т.д.».
Были рассмотрены следующие вопросы: В каких случаях родители несут уголовную ответственность? Преступления против жизни и здоровья. Преступления против семьи и несовершеннолетних. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет? Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет? Каковы типичные нарушения прав учащихся? В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:
1.Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
— неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
— пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
— представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
— пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
— государственная типовая школа остается основным местом образования;
— не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
— распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство
— физическое насилие;
— психологическое, психическое насилие;
— система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
— выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
— отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
— перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
— угрозы в адрес ребенка;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
— ложь и невыполнение взрослым обещаний;
— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Закон РО №346 "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию"
С т а т ь я 1. Меры по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
1. Дети (лица, не достигшие возраста 18 лет) не могут находиться в любое время суток независимо от сопровождения их родителями (лицами, их заменяющими) или лицами, осуществляющими мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее – лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
С т а т ь я 3. Меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей
1. Дети (лица, не достигшие возраста 16 лет) не могут находиться в ночное время (с 22 часов до 6 часов следующего дня) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
С т а т ь я 8. Ответственность за нарушение настоящего Областного закона
Несоблюдение установленных настоящим Областным законом требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию влечет административную ответственность в соответствии с областным законом.
3. «Как избежать стресса при подготовке и вовремя экзаменов».
Классные родительские собрания: о недопущении оставления детей без присмотра в любых травмоопасных местах, а также об административной ответственности за нарушение Областного закона от 16.12.2009 №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному здоровью», о последствиях потребления психоактивных веществ, в том числе представляющих угрозу жизни и здоровью, но не входящих в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (табак, насвай, токсичные летучие вещества, и т.п.);С правилами безопасности на воде в весеннее-летний период : «Безопасность на водных объектах в весеннее время», противопожарной безопасности, соблюдения правил дорожного движения, правил поведения на транспорте, в быту. |